Искусство грима

Применение грима идет с давних времен от народных обрядов, где участникам требовалось видоизменять свою внешность. Классический по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского театров, связанных при своём возникновении с древнейшими ритуальными обрядами, сохранился в этих театрах до наших дней. Актёры средневековья раскрашивали лица сажей, соком растений. Примитивным гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите. Идеализированный грим был создан театром классицизма. Во второй половине восемнадцатого века пытались придать гриму большую характерность, индивидуальную яркость. Но лишь развитие реализма в театре создало основу для искусства грима. Произведения Гоголя, Островского и др. требовали от актёра умения создать грим — изображение, обобщающий индивидуальные и социальные черты человеческого образа. Настоящими мастерами грима были русские актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов и др.

Огромную роль гриму в своих работах придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство грима было важнейшим компонентом режиссёрского замысла спектакля. С тех пор появляется новая должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Гигантский вклад в развитие искусства грима в русском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, И. В. Дорофеев и др. Создатель теоретических основ грима в СССР являлся художник-гримёр Раугул.

Существует 2 вида грима: живописный и объёмный (пластический). Живописные приёмы грима используют лишь краски для имитации объёма - нужные впадины и выпуклости рисуются на лице, и меняется цвет кожи. При объёмном гриме используются наклейки, подтяжки, а также различные постижерные изделия - волосы, парики.

В данное время понятие объёмного грима полностью совпадает с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.

Основные материалы для изготовления пластических накладок - различные виды силикона, латекса, желатиновые смеси, полиуретаны. Раньше широко использовался вспененный латекс, но на сегодняшний момент его вытесняет силикон. Долгое время вспененный латекс стал обширно использоваться гримёрами, в частности Диком Смитом, он внёс огромный вклад в развитие пластического грима.

Исследовательская работа в области пластического грима велась в мастерской пластического грима киностудии "Мосфильм" под руководством художника-гримёра В.Г Яковлева. Успешные результаты этой работы сделали возможным широкое применение пластического грима в советском кино. Гримёрные материалы и краски, должны быть безопасными и должны легко смываться.

Грим для кино.

Искусство грима в кино имеет свою особенность. В данных условиях грим приспособлен к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки, к освещения. Грим для театра и сцены, всегда грубый и условный, а в гриме для кино увеличенное изображение на экране требует особенно тщательной и кропотливой работы гримёра. Современный грим для кино приближается к гриму для непосредственного восприятия вживую, и даже пластические детали всё чаще делаются из полупрозрачных силиконов, чтобы быть максимально похожими на человеческую плоть. Одним из направлений развития профессионального визажиста является овладение визажистом основ грима и профессинальных техник гримера. Профессиональные визажисты проходят курсы повышения квалификации, включая основы грима.